Дуплеты и триплеты
Можно ли дуплеты и триплеты называть "натуральными камнями"?
Дуплеты - это композитные (составные) камни, состоящие из двух частей, триплетами называются камни, состоящие из трех частей. Они часто использовались в старинных ювелирных украшениях до распространения синтетических камней, а сегодня снова возвращаются на рынок.
Итак, дуплет состоит из двух частей - верхняя обычно являет собой природный минерал более хорошего качества, а нижний - такой же природный минерал более низкого качества. Тогда такой дуплет называют "истиным дуплетом". Соединяют их иногда цветным клеем, что улучшает цвет вставки. Такой метод очень часто используют при изготовлении дуплетов изумруда, соединяя изумруд и берилл, склеивая зелёным клеем, (кстати, у дуплет-изумрудов даже есть специальное название - "изумруд судэ") или сапфиры бледно-голубого и почти черного (более дешёвого цвета). Это позволяет увеличить вес камня и улучшить его вид, и, соответственно, цену.
К истиным дуплетам также относятся дуплеты, выполненные из природных, но разных камней. Такие дуплеты ещё называют "камни на подложке". Это когда тонкую пластинку дорогого или мягкого камня наклеивают на более твердый - для прочности. Это не является имитацией камня или его подделкой, если продавец этого не скрывает.
Если же в качестве нижней части используется синтетический камень или стекло, то тогда дуплеты называют "ложными". Если это не указано продавцом, то тогда это явная подделка.
Особо надо отметить дуплеты опалов и амоллитов. Это, в основном, касается австралийских опалов. Тут дуплеты иногда просто необходимы. Слишком нежный и дорогой камень, часто в проявлениях очень тонких корочек и натёков. Правду надо сказать, что часто более светлому опалу делают темную подложку, что сразу "превращает" недорогой камень в редкий "черный" опал. Переливы и рисунок камня проявляется намного лучше, камень становится ярче и красивее. Это, конечно, облагораживает камень, но если такое "облагораживание" не указано продавцом, то это, всё-таки, подделка. Аммолиты также требуют подложки, так как являются слишком хрупкими. Да и технология изготовления кабошонов аммолита такова, что слой самого аммолита обычно слишком тонкий и его клеют на подложку, как правило, из синтетической чёрной (отполированной до идеального блеска) шпинели. Это добавляет аммолиту помимо прочности ещё и переливчатости.
Триплеты - это когда дорогой или мягкий камень приклеивают к твёрдой подложке, а сверху "накрывают" куполом, чаще из кварца. Такие составные камни очень красиво смотрятся в изделиях и пользуются популярностью. Но, я бы не назвала их "натуральными", даже если они составлены из природных составляющих. Всё-таки это рукотворное, техногенное изделие.
Производство качественных дуплетов и триплетов очень трудоемко. Некоторые ювелиры сравнивают создание дуплета с искусством — нужно настолько идеально подобрать составляющие его элементы и так аккуратно выполнить их соединение, чтобы результат был идеально похож на природный камень. Клей для создания дуплетов выбирают по показателю преломления. Цифра должна быть аналогичной коэффициенту преломления верхней или нижней половинки. Клей должен быть абсолютно прозрачным и достаточно вязким, чтобы мастер до его схватывания успел выровнять толщину клеевого слоя и выгнать все воздушные пузырьки. Клей работает по принципу адгезии на молекулярном уровне, он способствует взаимной диффузии двух материалов, они как бы «прорастают» друг в друга. После высыхания швы абсолютно инертны к воде и большинству жидких химических средств. Современные синтетические клеи по нагрузке на разрыв клеевого шва в три раза превосходят эпоксидную смолу. Грамотно изготовленные дуплеты распознать очень сложно, тем более, что клеевой шов обычно скрыт оправой.
Мы готовы выслушать ваше мнение и приглашаем к диалогу!
http://diamant.kiev.ua/articles/duplety-i-triplety-ka..
http://www.brilliant-info.ru/dublety.html
https://tvoi-uvelirr.ru/chto-takoe-kompozitnye-kamni-..